 |
 |
Исторические сведения и курьезы
XIV век. Родовым дворянам, согласно моде, полагалось
носить башмаки или туфли на полтора размера больше длины ступни, а баронам
– на два. Князья и предприимчивые негоцианты могли носить башмаки даже
на три размера больше, чем это фактически было нужно. Носочную часть обуви
приходилось подвязывать бечевкой, дабы не падать при ходьбе и поклонах
…
Европейцы уделяли обуви особое внимание. Умение красиво
и элегантно носить ее было признаком хорошего тона. Французский король
Филипп IV законом установил: все принцы королевской крови могут носить
обувь с носочной частью любой длины, да еще загнутой вверх. Для башмаков
дворянустанавливался предел – не более 60 см (два фута), для горожан –
не более одного фута. Мода на длинную обувь быстро охватила все европейские
страны. А щеголи, которые были, как известно, во все времена, прикрепляли
на кончике носка колокольчик или погремушку.
Поговорка “жить на широкую ногу” уходит своими этимологическими
корнями в средние века. Лет 600 назад в Италии и Франции среди дворян,
купцов, банкиров и судей родилась необычная мода – демонстрироватьгостям
уровень своего благосостояния размером обуви. Здравого смысла в этом не
было ни на грош, но мода есть мода и она пошла гулять по всей Европе,
проникла в Голландию и Германию, но, слава богу, до России не докатилась.
До нас дошла лишь немецкая поговорка – “Жить на большую ногу”. В петровские
времена она приобрела звучание “жить на широкую ногу”, которое в нашем
языке близко к понятию “широкая натура”.
Жители Европы долго не знали, что такое каблук. Каблуки
появились на башмаках лишь в XVII веке и были не столь высоки, как сегодня
– не выше 2,5 сантиметров. По цвету, каблуки отличались от самих туфель.
Первое время в моде были красные туфли с желтыми каблуками и черные туфли
с красными.
Все французские Людовики почитали своим долгом вносить
изменения в обувную моду. Например, Людовик XIII , большой любитель охоты,
вытеснил из обихода башмаки и ввел широкие сапоги с большими раструбами.
Знать стала появляться на придворных балах в сапогах желтого цвета – любимого
цвета короля. Для элегантности края высоких отворотов обшивали кружевами
и лентами. Людовик XIV , наоборот, запретил сапоги, вернул башмаки, но
оставил кружевные отвороты.
В Македонии в районе Голичник существует такой обычай:
после свадьбы друзья отводят молодых на ночь в подвал, где в уголке на
полу лежат шапка и ботинки. Между новобрачными тут же завязывается борьба
за эти предметы. С шапкой дело проще – по поверью, если жена отнимет ее
у мужа, то будет в замужестве счастлива, так что супруг сопротивляется
лишь для вида. А вот с ботинками сложнее – тот из молодоженов, кто их
упустит, будет под каблуком другого всю свою жизнь.
Рассказывают, что некий известный рыцарь обленился и
не захотел участвовать в престижном турнире. Его амбициозная молодая жена
устроила по этому поводу скандал, в финале которого запустила в мужа башмак.
Супруг взял башмак, повесил его себе на грудь и отправился на турнир.
Когда его спросили, под каким девизом он будет сражаться, находчивый рыцарь
ответил: “Под башмаком”. Эти слова вошли в поговорку и активно используются
до сих пор.
|
 |
|